вторник, 5 января 2010 г.

Евангельские притчи и Благосостояние

Автор: Сергей Голованов

Евангелия – это маленькие книжечки второй части Библии. Христиане считают, что в них заключена самая важная часть Библии. Главный герой евангелий – Иисус Христос. Слово «евангелие» можно перевести на современный деловой язык как «добрая весть», т. е. сообщение о радостном событии. В чем же заключается радость?

Проповедь Иисуса две тысячи лет назад была адресована простым людям с практическим мышлением, а не философам и созерцателям. На протяжении веков умнейшие богословы истолковывали евангелия применительно к своему времени. Я вижу в евангелиях ключ к решению проблем современного общества, главнейшей из которых является экономическое рабство. Человек тратит на экономику лучшие годы своей жизни.

Неужели больше нечем заняться? Можно ведь путешествовать, открывать мир и просто гулять по лесу. Ключевым призывом Евангелия являются слова «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Божие». «Покайтесь» по смыслу греческого оригинала означает, «измените свой ум». Получается очень просто: полнота жизни очень близка, нужно только изменить свой взгляд на мир, чтобы понять его замысел. Подобное можно прочитать не только в евангелиях, но и книгах современных экономических гуру, которые в большинстве своем американцы. Они воспитаны в библейской атмосфере, поэтому привносят евангельское видение мира в бизнес.

Золотой телец
В самом ярком изложении своих взглядов, Нагорной проповеди, Иисус Христос предостерегает от поклонения «маммоне». Здесь подразумевается материальное богатство. Иисус говорит, что богатство нужно собирать на небесах, а не на земле, где у него много врагов. Для древних евреев мерилом ценности было золото, из которого они отлили золотого тельца. Им было сложно верить в невидимого Бога, поэтому они сделали идола из драгоценного металла. Идол вселял уверенность в благополучном исходе из рабства. Под выражением «золотой телец» сегодня подразумевается власть денег, чистогана и алчности.

На советских банкнотах кроме портретов Ленина была надпись, что они обеспечены золотом и драгоценными камнями. Это была чистая фикция. Они ничем не были обеспечены, поэтому правительство их периодически отменяло и обменивало. Двадцать лет назад товаров в магазинах было шаром покати, но советские люди верили в непреходящую ценность «червонцев» и закапывали их в подпол. Затем привычный мир перевернулся, и оставшиеся сбережения были обменяны в американские доллары. За последние годы зеленые банкноты резко подешевели, а люди опять потеряли часть своего богатства. Получается, что деньги это не абсолютная ценность, а лишь то, что люди договорились под ними подразумевать. В этой системе ценностей идеи и деньги не противоречат друг другу, потому что деньги являются частным случаем идеи.

Евангелие призывает не заблуждаться о том, что есть ценность.

Вот притча:

У богатого человека уродился большой урожай. Он решает построить дополнительные зернохранилища с целью сохранить его. Затем богач говорит, что это даст ему возможность больше ничего не делать, а только пьянствовать и пировать на долгие годы. Но Бог ему сказал, а что если сегодняшней ночью ты умрешь, то кому это достанется? Иисус говорит, что нужно «богатеть в Бога», т. е. нужно знать, что есть настоящее богатство. Я думаю, что богатство должно быть направлено на благородное дело. И чем выше цель богатства, тем более оно стабильно. Экономика, основанная на алчности и жажде обогащения, приводит к кризису.

Нужно делать то, что нравится и получать за это деньги
У каждого человека есть любимое дело. Кому-то нравится рисовать, а кому-то – кататься на скейтборде. Из проповеди Иисуса Христа можно сделать вывод о том, что работа может быть хобби, а хобби может стать работой. Иисус обращается к своим ученикам, чтобы они не напрягались и не суетились. Он показывает им на птиц. Они не сеют, не жнут, но Бог их питает. Иисус говорит, что Богу люди дороже птиц, следовательно, у человека есть все возможности, чтобы просто жить.
Человеку нравится заниматься любимым делом. В этот момент он часов не наблюдает. Он счастлив. Можно быть счастливым, делать любимое дело и проводить лучшее время жизни с любимыми людьми. Мир доброжелателен к человеку.

У каждого взрослого человека была «хрустальная мечта детства». Кто-то хотел быть капитаном дальнего плавания, а кто-то летчиком или артистом. Но потом родители говорили, что это все грезы, а суровая реальность такова, что нужно поступать учиться на денежную профессию или на начальника. Мечта таяла: человек поступал в нелюбимый институт, чтобы потом работать на нелюбимой работе.

Работать не следует, следует веселиться
Такой вывод можно сделать из притчи о блудном сыне. Краткое содержание:

У богатого отца было два сына, которые должны были унаследовать его состояние. Младшему сыну надоело ждать, когда отец умрет, а наследство перейдет к нему. Он хотел самостоятельности сразу. И тогда он спросил у отца, нельзя ли ему получить свою долю. Отец согласился. Сын уехал в другую страну и загулял по жизни. Деньги скоро кончились, и он нанялся свинопасом. Он опустился и питался вместе со свиньями. Наконец, он решил вернуться в дом отца. Но он понимал, что утратил право быть сыном. Он хотел лишь устроиться работником в хозяйство отца и собирался провести оставшуюся жизнь в рабском труде на плантациях. Это было лучше, чем есть со свиньями. Но отец, когда увидел его, приказал устроить пир в его честь.

Младший сын символизирует все человечество, которому кажется, что жизнь состоит только из беспросветной работы. Многие люди каждое утро встают и как зомби идут к станции метро, остановке автобуса или автостоянке. Так делали их родители, которых они почти не видели. Они думают, что нет другой жизни, кроме как работать от зари до зари. Неужели человек должен с утра до вечера трудиться, не видеть природы, не замечать подснежников, опадающих листьев и первого снега?

Так договорились

Евангельская притча о работниках на винограднике прекрасно показывает сущность современных трудовых отношений. Она вот о чем:

Ранним утром хозяин виноградника вышел на рынок нанять работников на виноградник и договорился с ними за динарий каждому. Ближе к обеду он вновь пошел на рынок и нанял еще работников за ту же плату. Затем после обеда он вновь вышел на базар и, увидев группу праздношатающихся людей, тоже нанял их и послал трудиться в виноградник. Наступил вечер. Хозяин велел своему управляющему позвать всех работников и заплатить им за работу. Согласно древним обычаям плата за дневной труд обязательно должна была выплачена до захода солнца. Все работники получили равную плату – один денарий на брата. После расчета начался стихийный ропот: те, кто работал с раннего утра, захотели получить больше. Но хозяин виноградника напомнил им, что с каждым он договаривался за один денарий.

Сейчас у многих людей есть повод не быть довольным своей зарплатой. Но они так договаривались с работодателем. В этой притче человек может прочитать важное сообщение: много работать вовсе не обязательно. Можно работать гораздо меньше за те же деньги. Это – действительно радостная весть, по-гречески «евангелие».

Активно относиться к жизни
Талант – это мера серебра и денежная единица древнего мира. Благодаря евангельской притче это слово перешло на другое понятие и стало обозначать способности человека.

Притча очень проста:
Богатый человек, отправляясь в дальнюю страну, раздал казну своим слугам. Один получил пять талантов, другой – два, а последний – один. Первые двое вложили серебро в дело, и хозяин их за это не только похвалил, но и подарил им все таланты. Последний слуга сказал, что очень боялся потерять полученный талант, поэтому зарыл его в землю. Хозяин отобрал у него талант, отдал тому, который заработал 5 талантов на 5 вложенных, а самого боязливого слугу велел посадить в темницу.

Исходя из этой притчи, христиане просто обязаны придумыванием различных предприятий, чтобы приумножать свое состояние. Вместо этого, чаще всего верующие люди говорят, что деньги – это грех. А духовность заключается в том, чтобы ничего не делать, а только читать Библию и молиться. Но сам Иисус Христос, будучи Сыном Божиим, как веруют христиане, работал даже не священником, а плотником.

Эта притча учит, что страх перед жизнью нужно преодолевать и смело рисковать в своей деятельности. В этом и состоит жизнь.

Послание к пролетариям современной экономики
Иисус Христос сказал две тысячи лет назад: «Придите ко мне все труждающие и обремененные, и я успокою вас». Эти слова – ко всем. Если выйти в полдень на центральную улицу города, то можно увидеть бесконечные вереницы современных автомобилей и людей, спешащих по делам. Все трудятся и обременены заботами.

Духовное восхождение человека должно привести к тому, что он найдет место в жизни, где будет счастливо трудиться. Нужно создать новую экономику. В ней людям будет нравиться работать. Труд будет творчеством. Человек будет с радостью ездить на работу, чтобы общаться с коллегами. У него будет много времени и средств, чтобы путешествовать или проводить время в семье. У него будет время, чтобы читать книги своим детям. Он будет покупать вещи, которые ему понравились. Мир огромен, и каждый человек может найти в нем свое место. Можно создать экономику, основанную на сотрудничестве, а не на конкуренции. Человек просто обречен на успех, главное, не бояться.

Комментариев нет: