суббота, 27 декабря 2008 г.

Интервью с В.В. Довганем.


Ведущий — Павел Савинкин:
- Сегодня разобраться в том, кто такой счастливчик – человек, у которого сложились звезды или который сам себя сделал, поможет бизнесмен, российский предприниматель Владимир ДОВГАНЬ.
- Мне нравится слово «предприниматель». Я всегда предпринимаю попытки улучшить свою жизнь.
- А много таких попыток было?
- Я разорялся три раза. Первый раз разорился, когда рухнуло машиностроение. Когда у нас было много денег, а потом их не стало. Потом нам объяснили, что это была реформа. Тогда я остался должен несколько сотен тысяч долларов. Я стиснул зубы и начал работать дальше. Сделал еще одну попытку и заработал кучу денег. В 1998 году, когда был дефолт, я разорился и остался должен уже 20 миллионов долларов. Кредиторы разрывали на куски, грозились убить. И все равно потихоньку я нашелся и поднялся. То есть предприниматель – это человек, который падает, встает и идет дальше. Другого пути успеха нет.
- С долгами рассчитались?
- Повезло, рассчитался. И я расскажу случай в своей жизни. Это как анекдот, но это было. Перед дефолтом в 1998 году телеведущий, директор ТВ-6 Иван Демидов пригласил меня на передачу «Сделай шаг». И я дал согласие. Но потом произошел дефолт, и из богатого человека я стал должным 20 миллионов долларов. Прихожу на эту передачу, потому что люди ждали и я ответственный человек, но настроение хуже некуда. Представляете, проснулся, был богатым человеком и стал нищим, еще и кредиторы с утра до ночи одолевают. И студент задает мне вопрос: «Как можно стартовать без денег, без стартового капитала?». Я сижу, у меня минус двадцать, а у него денег просто нет. Я сижу и думаю: «Вовочка, мне бы твои проблемы. Кто бы мне сказал, как стартовать из минус двадцать миллионов». Это из жизни. Но на самом деле неважно, сколько у вас денег. Важна ваша готовность бороться и идти дальше.
- Как она у вас появилась? Вы родились на небольшой станции Ерофей Павлович, и сейчас стали человеком, на семинары которого собираются тысячи людей.
- Все очень просто. Мой папа Виктор Семенович Довгань был беспризорником с Украины. Он даже не пошел на выпускной вечер, потому что у него были разные ботинки. Ему было стыдно: красивый парень, учился хорошо. Но понимаете, мама выпивала, дед погиб. Война, тяжелое время. Моя мама Раиса Васильевна Соловьева из рода воронежских кулаков. Деда спасло то, что солдат его пожалел и отпустил. Когда их раскулачивали и убивали всю семью, ему было 13 лет. Он добрался до каких-то родственников. А по бабушкиной линии были церковные служители по фамилии Поповы. Они сгнили на Соловках. Прапрадед писал домой письма с просьбой прислать хотя бы картофельных очисток, иначе умирает с голода. Но помочь ему не могли. Мама с папой встретились в Ерофей Павловиче, поженились, и родились у них два сына, в том числе и я. Но отец понимал, что сыну надо дать образование. А тогда была хрущевская реформа. Все льготы сняли, и жить стало невозможно. И отец понял, чтобы дать образование детям, нужно вырваться. Он уехал в город Тольятти. И как мне рассказывал, спал на песке в своем железнодорожном бушлате, потому что негде было остановиться, чтобы зацепиться. Но ему удалось. Перевез семью. Жили очень тяжело в маленькой хибарке. Мама очень сильно заболела, и меня в четыре года отправили к бабушке в Ерофей Павлович. Все детство я прожил с ними, потому что родителям было трудно. Потом все-таки родители получили квартиру. И учиться я начал в Тольятти. Но школа мне не давалась. Я был двоечником. Школа не любила меня, я не любил школу.
- Это так непедагогично.
- Но я говорю правду. Я увлекался спортом. На сборах пробудешь 22 дня в месяц, упускаешь математику, физику. Приедешь и нагнать уже не можешь. И учитель математики могла сказать, что я дурак и дебил, и таких, как я, надо выгонять из школы. Но я не был дебилом и дураком. Я очень много отдавал времени спорту. Меня спорт научил пахать в команде, трудиться, ответственности, планировать соревнования, готовиться и переносить неудачи. Моя школа, мои учителя – тренеры. То есть я не воспитанник школы, а воспитанник советского спорта. Вот это дало мне закалку падать, вставать и еще больше работать, тренироваться.
- В интервью «Комсомольской правде» вы говорите, что школа и высшее образование не соответствуют менталитету.

- Даже темпу времени. За последний год открытий в мире делается больше, чем за предыдущих пять лет. Речь идет не о скорости, а об ускорении. А образовательная система была хороша в индустриальный век. Когда человек по гудку идет на работу на завод. Была дисциплина, система, чтобы обслуживать этот индустриальный бизнес. Но сегодня время другое. Это происходит во всем мире, не только в России. В России лучшие педагоги, несмотря на то, что они нищие и ограбленные государством. Низкий им поклон. Но проблема в том, что помимо физики, математики, литературы и нужных других предметов с первого класса люди должны изучать, как быть здоровым и успешным. Сегодня в мире наука успеха прогрессирует очень сильно. Примерно 50 лет назад Хилл Наполеон написал книгу «Думай и богатей». Я бы ее рекомендовал всем взрослым и детям. Это библия успеха, которая изменила миллионы людей. Это первый учебник об успехе за всю нашу цивилизацию. Один человек нашелся и подумал. Это был Эндрю Карнеги, богатейший промышленник Америки позапрошлого века, который все свои деньги, порядка 100 миллиардов долларов, отдал на благотворительность. Он построил 4 тысячи 327 библиотек, 8 университетов, больницы – по всему миру. Но начинал он бедным ирландским мальчиком, который работал за полтора доллара на ткацкой фабрике. И вот, когда он добился успеха, к нему пришел молодой журналист Хилл Наполеон, который писал светскую хронику. И вот этот магнат считал, что если после твоей смерти остались деньги, значит ты прожил жизнь зря. Карнеги сказал, что познакомит Наполеона со всеми известными людьми в мире, но тот должен узнать, почему они стали успешными. Хилл Наполеон потратил 20 лет жизни и написал книгу, почему одни болеют, а другие здоровы; почему одни богатые, а другие бедные. Эта книга – мощный инструмент успеха. И таких книг уже много в мире. Я бы предложил будущему образованию, может, когда-то хватит сил, ресурсов (сегодня нет сил бороться с бюрократией, а то я с удовольствием пропагандировал и пробивал это, просто тяжело очень), сделать с первого класса два принципиальных урока, как быть здоровым и как быть успешным. Это самые главные два предмета, помимо физики и математики. И более того, последние достижения в мире показали, что наши знания и способности – это знания и способности среднестатистического человека. Это первое открытие академика Иванова, который живет в Америке. И потом его подтвердили многие ученые. Среднестатистический человек в мире способен запомнить абсолютно все знания. Представьте, что у вас в классе сидит двоечник. Но он способен запомнить всю литературу - японскую, китайскую, русскую, итальянскую. Вот такой наш потенциал. И его надо раскрывать с помощью новых знаний. А педагогика все-таки консервативна. И поэтому чем быстрее реформы придут, тем более счастливых детей будет выпускать школа.
- То есть если дать человеку какой-то толчок, знания, то у нас в стране может стать меньше людей, которые своей жизнью недовольны?
- Я думаю, что мы можем изменить весь мир. Потому что русские люди талантливы. Сегодня я приехал на свою родину и потратил несколько часов, доказывая своим друзьям, соотечественникам, что они талантливы. Давайте посмотрим историю. Сколько научных открытий сделали Менделеев, Павлов, Попов, Мечников! Сколько героев – Суворов, Кутузов, Рокоссовский, Жуков и так далее. Наполеон всех побил, но наши ребята его победили. И все же мы четко должны понимать: мы особая нация. Не шовинизмом от меня пахнет, а просто я хочу приободрить людей. Нам бог, природа дали такой талант, что мы можем освоить все знания. Плюс то, что мы находимся между Востоком и Западом. Мы симбиоз, у нас и дух, и математика. И вот когда мы будем воспитывать своих детей на традициях Ушакова, Суворова, Сухомлинского, Королева, вот тогда мы будем воспитывать победителей, а не лакеев, которые пилят лес и продают его в Китай или Японию. Мы способны, и очень много есть талантливых ребят, несмотря на то, что очень много спивается и наркоманит. Но это не вся Россия. Не вся Россия проститутки и бандиты, очень много и талантливых ребят. Им просто надо дать толчок. А это дух, знания, как быть успешным
-Что вы посоветовали бы нашим телезрителям?
- Дорогие земляки, дорогие друзья! Не важно, сколько вам лет. Обязательно стартуйте в жизни, делайте попытки. В наш регион я привез очень много интересных проектов. Найдите людей, которые связаны с Довганем, они покажут вам, у них есть книги, информация, школа. Я готов за свой счет выслать вам огромное количество литературы. Отзывайтесь. Давайте вместе преодолевать это пьянство, безысходность. Есть много путей, как это сделать. И я гарантирую вам этот путь. Главное, поднимите плечи, расправьте спину, оторвитесь от бутылки пива, от самогонки, от телевизора и действуйте. Это самый главный совет успеха. Вам говорит человек, который три раза разорялся и у которого было пять хронических заболеваний. И как видите, крепкий здоровый и энергичный.
- Мне остается добавить: никогда не сдавайтесь. Спасибо за интервью.

Комментариев нет: